Интернациональная коммунистическая партия


Русско-украинская война

2025

В ходе прошедших переговоров российская делегация заявила, что целью переговоров должен быть «долгосрочный мир», устраняющий «глубинные причины» конфликта. Условие Кремля для заключения мира следующие: нейтралитет Украины, т.е. невступление в НАТО, неразмещение иностранных войск и баз и отказ от обладания оружием массового поражения; признание со стороны Украины и международного сообщества аннексии Россией Крыма, Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей.

Украинское правительство неоднократно определило как «неприемлемые» эти требования и повторяет, что «Крым, как и вся Украина, должен быть свободным». Но у него нет «карт на руках», как напомнило ему «всемирное телевидение».

Украинские капиталисты, разумеется, обеспокоены тем, что должны признаться отправляемым на фронт пролетариям, что их жертвы были бесполезны. И не потому, что эти солдаты проиграли национальную войну, но потому, что это является результатом всех войн, новым разделом добычи, из которого пролетарии всегда исключаются, и который идет в пользу господствующих классов.

Отказ украинской буржуазии сделать уступки победителю необоснован и преступен, когда очевидно, что российское продвижение невозможно ни остановить, ни, тем более, организовать контрнаступление, чтобы отвоевать потерянные территории. Продолжение войны будет стоить тысяч погибших и новых ужасных разрушений без изменения окончательного исхода конфликта. Как сказал бывший советник Зеленского, «Украина может вести переговоры и потерять 5 регионов сегодня или продолжать сражаться и потерять 8 через несколько месяцев».

Но в этом подходе украинское правительство пользуется поддержкой некоторых европейских государств, которые продолжают выступать с призывами к «справедливому миру». Даже «коалиция желающих», т.е. Франция, Великобритания, Польша, к которым присоединилась Германия, претендующая на ее руководство, не намереваются предоставлять решающую военную помощь Украине ни оружием, ни людьми, ни в виде финансовой помощи. Той же позиции придерживается НАТО.

По мнению разных наблюдателей, Россия, утвердившись в ощущении своего растущего военного превосходства и в постепенном отказе Соединенных Штатов от поставок оружия Украине, готовит летнее наступление. Украина, напротив, страдает от нехватки солдат, не располагает необходимыми вооружениями, а ее экономические возможности уменьшаются.

Тем временем продолжение войны отвечает интересам всех капиталистов: благоприятствует военной промышленности и допускает разграбление минеральных и аграрных богатств Украины к выгоде европейских и американских промышленных гигантов.

Кроме того, в рискованном положении находится и российская буржуазия. Экономические, социальные и политические проблемы в эти годы войны накапливаются и могут привести к возобновлению классовой борьбы.

Следовательно, очень мало шансов, что будущие переговоры будут иметь позитивный исход и положат конец войне. Не будет общим местом сказать, что легче развязать войну, чем положить ей конец.

Война, которая длится уже более трех лет, вовлекла миллионы солдат, обходится огромной ценой в человеческих жизнях и материальных ресурсах, истощила значительную часть запасов вооружений и боеприпасов как стран Запада, так и России и ее союзников.

Россия развязала войну, потому что в условиях капитализма война всегда выгодна, а также в качестве реакции на окружение со стороны НАТО. Олигархическая украинская буржуазия, продавшаяся западным капиталистам, в первую очередь американским, начала войну «по доверенности». Война, следовательно, завершится, когда крупные европейские, американские и российские корпорации придут к согласию о том, как поделить между собой трофеи украинских богатств.

Переговоры между Трампом и Путиным стали предвестником мира на основе банального раздела этих богатств, как части соглашения о более широких экономических связях между двумя империалистическими государствами. В настоящее время кажется, что все поставлено под вопрос, возможно, вновь вовлекая в игру других актеров: Китая, уже много лет присутствующего в этом регионе, меньших европейских империалистических государств, таких как Германия, Великобритания, Польша, Франция, Италия, которые, пусть и способствуют вооружению Киева, поставляя ему оружие и деньги, теперь рискуют увидеть себя выключенными из игры.

Кроме того, буржуазия Румынии, Венгрии, Словакии, Польши ожидает благоприятного момента вернуть себе территории, которые были отняты у них по окончании второй мировой войны. Результат этого противоборства для Украины можно резюмировать одной фразой: она потеряла все. Еще один урок для пролетариев о том, чего стоят призывы буржуазии к борьбе за свободу, национальную независимость, защиту Родины и тому подобную ерунду.

Война на Украине, как и войны на Ближнем Востоке, является проявлением потребности мирового капитализма в войне. Все крупные государства наращивают усилия для повышения эффективности и мощи вооруженных сил. Требование новых вооружений благосклонно принимается отраслями промышленности, которые, будучи поражены кризисом перепроизводства, конвертируют свое гражданское производство. Европейский Союз призывает входящие в него государства увеличивать военные ассигнования, пересматривая свои национальные бюджеты, в том числе через увеличение госдолга. Что считалось настоящей ересью еще несколько месяцев назад. Правительствам рекомендуется меньше тратить на здравоохранение, образование, инфраструктуру и больше на армию.

Этот вопрос вызывает озабоченность даже министра экономики Италии, не скрывающего свою антипатию по отношению к политиканам Брюсселя: «Будет очень трудно в политическом плане безмерно увеличивать расходы на оборону и сокращать расходы социальные: не думаю, что хотя бы одно правительство расположено к этому». Мы должны опровергнуть министра: правительства делают это, даже ценой не быть переизбранными, потому что они находятся на службе интересов буржуазного режима, а буржуазный режим хочет перевооружения. Ни демократия и ни парламенты, правые или левые, будут защищать условия жизни и труда пролетариата в предстоящие годы, годы подготовки государств ко всеобщей войне. Это должен будет делать сам пролетариат, ведущий решительную борьбу за существенное увеличение заработной платы, общее сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и против националистической патриотической пропаганды, перевооружения и угрозы войны.